Июнь 14, 2018 by Johnny Fist

Коротко о театре после А.Билоуса

13 июня сего года в Книгарні «Є» в рамках программы «Диалоги Про» состоялась встреча с актером, режиссером и художественным руководителем Молодого театра Андреем Билоусом.

За часовую лекцию-диалог Андрей Федорович рассказал немного о своем театре, о современных веяниях и о том, что важно, а что нет. В целом, обычное повествование творческого человека. О высоком, а не о коммерции. Театр «несет», «нес» и «нести будет» глубокое и важное. Особый интерес, лично у меня, вызвали ряд высказываний, которые я и решил осветить в этой статейке.

В одном из своих предложений Билоус сказал, что «если артист не переживет на сцене эмоций, то и зритель не переживет». Часом позже была произнесено другое умозаключение, которое, с моей точки зрения, немного резонирует с предыдущим высказыванием. А именно: «Народному артисту уже ничего не хочется. Он на работу ходит. Когда Народный играет со студентом, он у него учиться(Народный у студента. – Прим.). Потому что студент еще много хочет». Из этого вітекает следующее. Молодым нужно несколько лет, если не десяток, чтобы в Академическом театре добиться маломальски значимой роли(исключения, конечно, есть и это любимые студенты худ.рука). А Народным роли налево и направо. Они ведь Народные. Но если для них это ремесло, как сказывал классик, то не логичней было бы в успешных спектаклях, которые идут несколько лет, а то и десятки лет, раз в два года менять состав?! Ведь посудите, особенно артисты. Что актер может нового принести в спектакль, когда он изучил его до дыр и попробовал за 30-40 спектаклей все?! Теряется свежесть и, с моей точки зрения, было бы правильней освежать спектакль. Иначе выходит то, что порицал Станиславский – выйти, выговорить текст красиво и уйти. При том, я был свидетелем именно в Молодом театре, когда Народная артистка(чьё имя я не буду называть), которая еще и страдает тиком, элементарно играла «по репликам». И за 5 лет – такая разница между тем, как я ее видел в первый и последний раз на сцене – ничего не поменялось.

Господин Билоус так же высказал крайне негативное отношение к рекламе, ссылаясь на то, что лучшая реклама – сарафанное радио. Возможно, оно и так, НО… Давайте возьмем мировую практику(к ней мы еще придем). Когда в странах Европы(Англия, Ирландия, Франция, Германия и др.) театр поставлен на коммерческую основу. Все мы видим в кинотеатре «Киев» Британский театр в кино – «Гамлет», «Кто боится Вирджинию Вульф?», «Навождение» и прочие. Это все коммерческие постановки, которыми занимаются продюсерские центры и направлены не только на постановку и передачу высокой мысли, а в первую очередь - заработать денег. Мы же продолжаем мусолить «высокое». Причем те спектакли знают по всему миру, а про наши знают только локальные почетатели.

Продолжая эту тему Андрей Федорович сообщил, что театральная постановка, в данном случае в Киеве, - она «місцевого значення».То бишь понять ее могут здешние «мешканцы», а для «за границы» она будет непонятна. В поддержку этих слов он приводит пример немецкого театра там, в Германии, и тут, у нас. Что их постановки непонятны нам, а наши – им. Тогда как же Чехов, Шекспир, Достоевский, Гольдини? Чехова ставят по всему миру – Бродвей, Британские театры, французские, даже японцы «Три сестры» поставили с роботами. Меняется ли суть драматургии? Да, трактовать можно по разному, но материал тот же. Конечно, тут можно упрекнуть, что я не далекий и что каждый режиссер свою мысль вкладывает в спектакль. Согласен. Но если смотреть Чехова в Киеве, Москве, Варшаве, Риме, Токио, то разве вы не поймете, знаю пьесу, о чем она?! Хммм.

Опять таки, в продолжение этой темы стоит сказать, что Билоус привел цифры. Посещаемость наших театров более 90%, а в Германии около 33%. Да, у нас бум на театр. Он так же это признает и видит причины этого в ситуации, которая сложилась с Россией. Реально, сам часто пытался придти в театр и купить билеты «на месте» и…НЕТУ! Но вот что меня интересует. Если там 33% окупаются и приносят и в театр, и в казну больше денег, чем наши 95%, то не лучше ли как-то перенять модель? Сделать постановки коммерческими, масштабными, которые можно было бы «катать» не только для киевской публики, а и для других народов мира. Разве мы, учимые по канонам великого Станиславского, Товстоногово, Мейерхольда, говорящие с ними на одном языке, не может донести своими постановками глубину нашего виденья другим народам?! Тем, кто активно пытается перенять эти же основы. Думаю, можем. Тут уместно вспомнить еще одного известного русского худрука Сергея Безрукова(негативно отношусь к его творчеству). Он сказал примерно так(за дословность не гарантирую, но суть…суть такова). «Мы сидим в театре в мире Чехова и Грибоедова. Этот мир мы понимаем. А когда мы выходим за стены театра, то реальность нас пугает и мы хотим поскорее вернуться назад – в знакомый нам мир». С этим я более чем согласен.

И на последок самая ударная тема, которую затронул Билоус. Женщины в режиссуре. Кто не знает, Андрей Федорович преподает. И как он сам заявил, у него на режиссерском курсе значительное большинство женщин. У меня на режиссерском курсе значительно больше было женщин. Вопрос: зачем женщинам режиссура и где мужики все подевались на этом этапе? В театрах (Академических и большинстве независимых) у нас за режиссерским креслом сидят мужчины. Процентов на 95. А образование в этом направлении получают женщины. Куда они потом деваются (кроме очевидного - декрет)? И зачем выбирать режиссуру, если у нас и на телевиденье, и в театре, и в кино больше доверяют мужчинам. Мировая практика так же это подтверждает. Учитывая события с «Секшуал херейзментом» в Голливуде потихоньку педалируют тему, что женщинам-режиссерам надо больше доверять, но все еще на том же уровне.

Финалом этой встречи стал немногочисленный ряд вопросов. Особенно интересным выдался вопрос о том, почему на сайтах всех наших театров аннотации скорее напоминают отпевальные стихи, а не описание спектакля. Но, как было написано выше, для господина Билоуса реклама это зло. Незачем отпевать зло.

Такие встречи меня всегда радуют. Туда не приходят обычно простые зрители. Это люди околотеатральные, которые часто надеются, что их либо в толпе заметят, либо откроют формулу успеха. Я формулу не открыл. Но я за ней и не шел. Спасибо за внимание!